ГБДОУ детский сад № 17 Санкт-Петербург, г. Сестрорецк




    Главная » Статьи » Советы родителям » Рекомендации специалистов


    Музыкальное воспитание ребенка с раннего возраста.


    «Музыка и звуки»
    Наблюдали ли вы за младенцем, который оказывается на прогулке где – нибудь в лесу, на 
    Природе? Он жадно ловит все звуки, окружающие его : шум листвы, пение птиц, лай собак
    Вдалеке, скрип двери, коляски. Он реагирует на каждый новый звук, и по его лицу то и дело
     Пробегают отблески разных чувств : удивления, испуга, радости, печали, восторга. Звуки 
    Наполняют его, сливаясь в единое многоголосье, в ощущение благодати, успокоения – и 
    Ребенок засыпает. Конечно, все это еще не музыка. Но именно эти звуки жизни учат человека 
    Вслушиваться и слышать. Они – исток музыкального развития ребенка.
    Вот ребенок заворожен музыкальной шкатулкой, он не устает прикладывать морскую раковину 
    к уху, он превратил все кастрюли в барабаны. В доме стало очень шумно! Торопитесь! Ловите
    этот счастливый момент – мир познания и постижения звукового мира.  Попробуйте вместе с
    малышом копить и собирать музыкальные звуки. Вы обнаружите, что практически любой 
    предмет таит в себе музыкальную душу. Вот книга, ее страницы шелестят. Это похоже на 
    шелест листвы. Вот часы: они тикают, напоминая стрекот кузнечиков. А вот хрустальная ваза.
    Она умеет петь, если ее слегка задеть карандашом.
    У звуков есть настроение, которое легко чувствуют дети. Научившись различать его оттенки, 
    они будут узнавать его же в музыке, вспоминая переживания из собственной жизни.
    Пойте  ребенку песенки, ставьте музыкальные записи. Теперь малыш может внимательно
    слушать не одну, а две – три минуты. Потом внимание рассеивается и музыка становится 
    фоном. Слушая музыку, похлопывайте ручками и ножками малыша в такт, притопывайте,
    покачивайтесь и кружитесь с с ребенком на руках.
    Как только малыш научится отделять указательный палец от всех остальных, научите его 
    нажимать этим пальчиком клавишу фортепиано (если оно у вас дома). Если малыш попытается
    давить всеми пальчиками сразу или кулачком, немедленно прекратите игру. На следующий 
    день повторите попытку (поначалу вам придется придерживать пальчик ребенка в своей руке).
    Если попытка опять не удастся, отложите подобные занятия на неделю или больше.
    Если ребенку нравится нажимать пальчиком клавиши, предложите ему  «сыграть песенку»:
    -про медведя, про волка – понажимать клавиши с низкими звуками;
    - про птичку, зайчика – понажимать клавиши с высокими звуками;
    - про дождик – слабый или сильный, с громом, молнией.
    подобные звукоподражательные «песенки» сначала играйте ребенку сами, потом можете
    делать это вместе – его же пальчиком. Но, скорее всего, после первого же  показа малыш 
    попытается изобразить нечто подобное сам.
    Ближе к двум годам начните играть ребенку ритмические песенки, которые исполняются на
    одной любой ноте ( «Андрей – воробей», « Аты - баты, шли солдаты»).
    Заменителем настоящего фортепиано или дополнением к нему могут служить детские 
    музыкальные инструменты: ксилофон, металлофон, колокольчик, барабан, деревянные ложки,
    погремушка, бубен.
    Закрепите на стене ксилофон или металлофон и время от времени давайте ребенку в руку 
    молоточек и учите его стучать по клавишам.
    Интересным для малыша будет даже обыкновенный свисток. Покажите, как извлекать звук – 
    посвистите сами. Потом поднесите свисток к губам ребенка. У него получится не сразу, но 
    через несколько дней тренировки вы услышите настоящий свист.
    Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, храните музыкальные игрушки отдельно от 
    остальных и ненадолго выдавайте их малышу.
        Слушаем музыку
    Пойте малышу понятные и простые по содержанию детские песенки. Ставьте записи песен и 
    отрывков из классической музыки. Учите малыша притопывать ножками и хлопать в ладоши в 
    такт музыке, кружиться вокруг себя. Для этого подбирайте разную по ритму музыку. Не 
    ограничивайтесь  каким – то одним направлением.
    Раз в день можно устраивать маленькое занятие и знакомить ребенка с мировой музыкальной 
    культурой. Сделайте  подборку фрагментов самых выдающихся  произведений (есть очень 
    хороший сборник « Шедевры мировой классики»), каждый из которых должен звучать не
    больше двух – трех минут. Для малыша этого вполне достаточно.
    Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом и говорите: « Сейчас мы будем 
    слушать музыку».  Затем включайте фрагмент музыки. Заранее найдите то произведение,
    которое вы собираетесь слушать. Делать этого при ребенке не стоит, чтобы не нарушать 
    торжественного момента. Пусть внимание малыша будет направлено именно на музыку, а не 
    на поиски музыки.
    Вы можете слушать каждый день по данному отрывку – с понедельника по воскресенье, затем
    или взять новые отрывки, или повторить еще раз прослушанные. А уже на третьей неделе 
    заменить их на новые. Или – каждую неделю заменять один из отрывков на новый. Таким 
    образом, каждый из предложенных музыкальных фрагментов малыш услышит 7 раз.
    «Что звучало?»
    Посадите ребенка перед собой. Покажите ему 2 предмета, которые могут издавать звуки при 
    встряхивании,  например погремушку и коробочку с орехами. Потрясите им перед малышом.
    Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там одним из них. Затем
    достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет 
    суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
    Со  временем увеличьте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте 
    предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым усложняя задачу.
    «Музыкальные инструменты»
    Подготовьте ребенку фотоальбом «Музыкальные инструменты» или посетите магазин, где есть 
     они в продаже. Называйте музыкальные инструменты и вкратце объясняйте, как на них 
    играют:
     «Это -  барабан, по нему бьют палочками».
    «Это – скрипка, музыкант водит смычком по струнам».
    Если в музыкальном произведении, которое вы прослушиваете, отчетливо слышно звучание
    какого – то одного инструмента, скажите ребенку: « Слышишь, это играет скрипка (рояль, 
    труба и т. д.). Сделайте подборку фрагментов музыкальных произведений, созданных для
    разных музыкальных инструментов, подберите к ней картинки и слушайте, разглядывая их.

    Как слушать музыку с ребенком
    Как долго?
    Внимание ребенка 3 -4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1 – 2,5 минут,
    а с небольшими перерывами между пьесами – в течение 5-7 минут. Слушание может быть 
    более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка,
    его физического состояния.
    Как?
    Заранее подготовьте произведение, которое будете слушать. Определите силу звука. Музыка
    Не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату 
    во время прослушивания не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать
     кого – то из членов семьи. И дети, и взрослые музыку слушают сидя.
    Когда?
    Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня ( когда ребенок не увлечен
    игрой, не возбужден приходом кого – либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего - после 
    завтрака или дневного сна.
    В гости к музыке
    Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном
    зале. Сама атмосфера дворца, где  «живет музыка» создает особый эмоциональный настрой,
    вызывает острое желание прикоснуться к красоте.
    Конечно, к каждому празднику надо готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном,
    что пережил композитор и чем хотел поделиться со слушателями.
    Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, вникнуть в суть 
    произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь
    представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его
    и его авторе, полезно заранее прослушать записи, прочитать книги. Если, например, предстоит 
    встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы – либретто : ведь знать и
    помнить, о чем поют артисты, очень важно.
    Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов, смотреть 
    спектакль с разным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, 
    позволит не только яснее мыслить, но и глубоко чувствовать.
    Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по – своему. Не навязывайте ему
    ваше толкование той или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь и мы,
    взрослые воспринимаем одну и ту же пьесу по –  разному. Давайте предоставим такое право и 
    детям. 
    Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ И ХОЧЕТ СЛУШАТЬ! 
    Что такое музыкальность?
    Этот термин специалисты определяют как комплекс способностей, позволяющий активно 
    проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении,
    движении, музыкальном творчестве.
    Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя:
    звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет
    слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на 
    вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.
    Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько 
    проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж
    интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение
     понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься  музыкальным
     творчеством также  к понятию «музыкальность».
    Итак, постарайтесь запомнить главное:
    ЧЕМ АКТИВНЕЕ ОБЩЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА С МУЗЫКОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ ОН СТАНОВИТСЯ!
    ЧЕМ БОЛЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ ОН СТАНОВИТСЯ, ТЕМ РАДОСТНЕЕ И ЖЕЛАННЕЕ НОВЫЕ ВСТРЕЧИ С НЕЙ!
    Ну,  а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться
     в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», « звуковысотный 
    слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том,
    что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно, звуки, у которых 
    оказываются свои тайны и загадки.
    Влияние музыки на успехи в учебе
    (из наблюдений нейропсихологов)
        Одной из причин, по которой многие школьники плохо усваивают математику, является
    неспособность пространственно представлять предметы. Из – за этого дети не могут 
    записать решение в столбик, правильно понять условие задачи, путают математические
    символы. Благодаря знанию нот, интервалов и последовательности звуков в аккорде,
    ребенок уже никогда не перепутает «право», « лево», т. к.  для каждой руки у пианистов, 
    например, предназначена своя партия.
        Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти: ассоциативную,
    моторную, слуховую, зрительную, образную. Играя произведение, юный музыкант 
    учится понимать, что в этот момент чувствовала рука, черпащая ноты, какие 
    переживания испытывал сам композитор. Такому ребенку легче будет себе представить
    какое – либо историческое событие, рассказанное учителем, и кроме того – не составит
     труда запомнить его.
        Музыка помогает овладеть другими видами искусств, т. к. хорошо развивает 
    ассоциативное мышление – эмоции, фантазию. Например, Энштейн играл на скрипке,
    Леонардо да Винчи пел и преподавал пение; Глинка прекрасно рисовал.
    Многие дети, перестав заниматься музыкой, начинают писать не по возрасту глубокие
    эмоциональные, образные и ритмичные стихи и сочинения.
        Очень часто ребенок на слух воспринимает все правильно, но, как только его просят
    записать сказанное или повторить услышанное (например, какой – нибудь ритмический
    рисунок), путается и делает массу ошибок. Это означает, что у него и у многих 
    современных детей, не сформированы связи между слуховым анализатором и 
    двигательной системой, и именно это часто становится причиной безграмотного письма.
    Игра на музыкальном инструменте сформирует чувство ритма и наладит координацию 
        между слухом и моторикой рук. Способность делить музыкальное произведение на 
        фразы, владеть музыкальной символикой поможет ребенку научиться структурированно 
        формулировать свои мысли как в письменной, так и в устной речи.
        Люди с музыкальным воспитанием – чуткие собеседники, по одной только интонации
    понимают собеседника, его настроение. Музыка делает человека коммуникабельнее,
    ведь музыкант находится в постоянном поиске контакта со слушателями.
        Музыка помогает правильнее оценить свои способности. Выступление на концертах,
    участие в конкурсах, публичная демонстрация своего таланта позволяет детям
    объективнее взглянуть на себя со стороны.
        Человек, получивший музыкальное образование, заметно трудолюбивее, 
    и настойчивее в своих стремлениях, ведь музыка приучила его к
    ежедневному труду, воспитала в нем терпение, силу воли и усидчивость.
        Музыка совершенствует человека – дает видение окружающего мира, учит не только  
    слушать и смотреть, но и слышать и видеть, а, следовательно, чувствовать. Ваш ребенок
    станет более эмоциональным, жизнерадостным, его мир будет гораздо насыщеннее
    и красочнее. Он никогда не станет брюзгой или занудой, но вырастет веселым, 
    всесторонне развитым, уверенным в себе и, значит, счастливым человеком.

     

     « Домашний оркестр»

    Включение в домашний досуг игры на детских музыкальных инструментах всегда украшением музыкального воспитания. Для игр и развлечений  с детьми дошкольного возраста обычно используются инструменты, которые не имеют четко выраженной звуковысотности, поэтому их принято называть шумовыми. К их числу  относятся: барабан, бубен, колокольчики, треугольник, деревянные палочки, маракасы и др. Каждый из этих инструментов можно иметь дома, и это не требует больших затрат. В приобретении простейших шумовых инструментов есть свои хитрости. Колокольчики можно приобрести в отделе рыболовных принадлежностей. Для удобства игры их можно подвесить на скрепке. Некоторые из шумовых инструментов можно изготовить самим. Не нужно забывать также и о деревянных ложках, которые есть почти в каждой семье. Прежде чем играть на музыкальных инструментах, дети должны узнать их название и способ игры на них. Кроме того, у ребят следует с самого начала воспитывать культуру пользования инструментами: с ними следует обращаться бережно: брать, и на них и класть на стол или убирать в специальную коробку надо аккуратно.
    Играть на музыкальном инструменте нужно правильно и старательно. Если на инструменте можно играть разными способами, как, например, на бубне, то надо научиться играть этими способами. При знакомстве с музыкальными инструментами с ребятами нужно обсуждать, какой тембр голоса имеет каждый из них. При знакомстве с рядом музыкальных инструментов можно поиграть в игру «Узнай по голосу». Взрослый показывает имеющиеся у него музыкальные инструменты и  демонстрирует их голоса, а дети на слух  определяют, какой из инструментов прозвучал. В домашнем оркестре можно разучить аккомпанемент к русским народным песням, таким, как « Светит месяц», «Калинка». Они будут задорнее звучать при звуке ложек и погремушек. Игра в домашнем оркестре объединяет всю семью, вселяет в ребенка уверенность в необходимости таких занятий, формирует основы семейной музыкальной традиции.

    Категория: Рекомендации специалистов | Добавил: Mary (10.09.2015)
    Просмотров: 122 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Новые фотографии


    Новости
    День правовой помощи!

    По решению Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 20 ноября 2017 года в субъектах Российской Федерации проводится День правовой помощи детям.

     20 ноября 2017 г. в рамках дня правовой помощи детям в ДОУ запланированы   мероприятия для воспитанников, родителей и сотрудников, направленные на повышение осведомленности в области защиты прав ребёнка.

    Мероприятия детского сада.

    15 ноября 2017 года старшим инженером 6-го отряда Федеральной противопожарной службы Мамаевым Иваном Александровичем и помощником депутата законодательного собрания Ваймера А.А. Барыгиным Евгением Андреевичем    в  детском саду  было проведено занятие с детьми подготовительных групп «О правилах пожарной безопасности дома и на природе». 

    Анонс мероприятий.

    План-график проведения родительских собраний в Дни открытых дверей в общеобразовательных организациях Курортного района 18.11.2017


    Министерство образования и науки Российской Федерации






    KINDER.RU - Интернет для детей

    Вход

       Copyright © ГБДОУ №17, Санкт-Петербург, Курортный р-н, г. Сестрорецк